Кафедра физического воспитания

Кафедра физической культуры создана в 1935 г. Первым её заведующим была Попова Е.Н. (1935-1938 г.г.). В годы заведования Сералиева М.С. (1952-1973гг.) значительно укрепилась материально-техническая база кафедры физической культуры.  Был построен спортивный павильон на 1200 квадратных метров, зал тяжелой атлетики. С 1951 по 1973 год функционировал спортивно-оздоровительный лагерь на берегу озера Иссык-Куль, где отдыхали летом сотни студентов и сотрудников института.

Преподавателями кафедры подготовлено около 20 мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта по различным видам спорта, сотни спортсменов 1,2,3 разрядов.

Гордостью АГМИ являлись Олимпийские чемпионы Олег Антропов (волейбол) и капитан сборной команды СССР по водному поло Сергей Котенко. В течение многих лет на кафедре работали участники ВОВ: доцент Брусиловский М.Б., старший преподаватель Чулак П.Г., старший преподаватель Спивакина А.П., старший лаборант Кудряшов М.Т.

На кафедре работают преподаватели, являющиеся гордостью КазНМУ, участники Олимпийских игр: мсмк Сатубалдин Ж.Ж. – Сидней, Австралия, 2000 год, гребля на байдарках и каноэ; мсмк Иманбаев А.Ж. –  Обладатель кубка мира, чемпион мира, участник Олимпийских игр в Пекине, Китай, 2008 год по греко-римской борьбе.

Заслуженный тренер РК Короткий А.П. участвовал в качестве главного тренера на Олимпийских играх Атланта, США, 1996 год; Афины, Греция, 2004 год по стрельбе  из лука. Победитель пяти международных турниров  по боксу в Германии и Польше 1975-1977 гг. —  мс Самойленко А.Н.

На кафедре физического воспитания и здоровья  работает 38 сотрудников, из них – к.п.н. – 2, доцента – 3, старших преподавателей – 9, преподавателей – 23, ст. лаборант -1, лаборанты – 2.  В том числе, квалификацию мастер спорта имеют – 12 преподавателей, мсмк – 2 человека, мс – 5 человек, кмс – 10 человек,  судей по спорту Национальной категории – 4. Весь ППС имеет базовое физкультурное образование.

Научная деятельность кафедры. За период основания кафедры до 2009 г. было издано 24 методических разработок, опубликовано 108 научных статей по совершенствованию учебно-тренировочного процесса. В настоящее время преподаватели кафедры работают по 3 основным направлениям:

— Программа оздоровления студентов КазНМУ средствами физической культуры и спорта по курсам и годам обучения;

— Подготовка студентов КазНМУ к сдаче Президентских тестов по физической подготовленности;

— Основы здорового образа жизни студентов КазНМУ;

Руководителями тем являются к.п.н., доцент Бекболатов Т.С., к.п.н., доцент Фадеева О.Ю., доцент Чернобай  В.Н.

В целом, работа кафедры ориентирована на приобщение студентов к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья средствами физической культуры и спорта, ведётся научная и методическая работа, выполняется профессионально-прикладная подготовка будущих врачей. Сегодня кафедра физического воспитания и здоровья – это квалифицированные специалисты в области физического воспитания и спорта, сплоченный коллектив с большим творческим потенциалом.

  1. Бекболатов  Т.С. – заведующий кафедрой, к.п.н,  доцент
  2. Фадеева  О. Ю. –  к.п.н.,  доцент
  3. Бекбатыров  А. Т. — преподаватель
  4. Ахметжанов  С. Б. – ст. преподаватель
  5. Асубаева  Г. Р. – ст. преподаватель
  6. Асылхан  Б. — преподаватель
  7. Атагулова  Г. Д. – преподаватель – декретный отпуск
  8. Бауыржан  Ж. — преподаватель
  9. Джигарбаев  Б. Т.   – ст. преподаватель
  10. Ермухамбетов  Г. С. – ст. преподаватель
  11. Жаксылыкова  К. С. — преподаватель
  12. Жиленко  Ю. В.   — преподаватель
  13. Иманбаев  А. Ж. — преподаватель
  14. Искаков  М. Е.  —  преподаватель
  15. Камбарова  А. Ж. —    преподаватель   — декретнйы отпуск
  16. Короткий  А. П. —   преподаватель
  17. Китапиянов  А. Д. — преподаватель
  18. Калым  Елшат.  — преподаватель
  19. Лозбина  А. В. — преподаватель
  20. Махова  О. Г.  — ст. преподаватель
  21. Маршалхан  Аят — преподаватель
  22. Новосельцев  В. П. – ст. преподаватель
  23. Бекболатова  А. Ш. – ст. преподаватель,  завуч кафедры.
  24. Самойленко  А. Н. — преподаватель
  25. Сатубалдин  Ж. Ж. — преподаватель
  26. Унтаев  Ж. К. — преподаватель
  27. Чыныбаев  Н. У. — преподаватель
  28. Чинибаев  С. Т.- преподаватель
  29. Шемкутова  Е. Ю. – ст. преподаватель
  30. Джакипбаева  Р. А. — преподаватель
  31. Буткей  Сабит — преподаватель

Главной задачей кафедры Физического воспитания и здоровья имени С.Д. Асфендиярова является реализация образовательно-профессиональных программ по медицинским специальностям путем создания необходимых для этого условий, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности врача на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.

Для непрерывного улучшения качества предоставляемых образовательных услуг в условиях возрастающей конкуренции, глобализации и  интернационализации рынка кафедра Физического воспитания и здоровья руководствуется принципами системы менеджмента качества, установленными международным стандартом ISO 9001:

 

— Ориентация на потребителя;          — Системный подход к управлению;

— Лидерство;                                        — Постоянное улучшение;

— Вовлечение работников;                 — Принятие решений на основе фактов;

— Процессный подход;                       — Взаимовыгодное партнерство с поставщиком;

 

С целью увеличения степени удовлетворенности потребителей и всех заинтересованных сторон Кафедра будет проводить политику, направленную на совершенствование всех видов деятельности, в следующих направлениях:

  1. Подготовку квалифицированных специалистов с высшим образованием и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе изучения запросов и ожиданий потребителей и заинтересованных сторон;
  2. Повышение квалификации и инициативности профессорско-преподавательского и вспомогательного персонала кафедры посредством обучения, мотивации, рейтинговой оценки труда каждого работающего;
  3. Непрерывное улучшение качества учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса;
  4. Внедрение инновационных технологий обучения с использованием новых результатов исследований;
  5. Повышение квалификации научно-педагогических кадров  и модернизации научно-технической базы для образовательного процесса;
  6. Развитие корпоративной культуры качества за счет повышения компетентности персонала в области качества и обеспечения ответственности каждого сотрудника за качество предоставляемых услуг;
  7. Улучшение условий производственной среды, оптимизация системы материального и финансового обеспечения деятельности, повышение социальной защищенности сотрудников кафедры.

Целью дисциплины  «Физическая культура»  является овладение системой знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих физическое совершенствование, укрепление здоровья, подготовку к высокой творческой профессиональной активности.

Преподаваемая  дисциплина на кафедре физического воспитания и здоровья – физическая культура. С первого по третий курсы студенты КазНМУ посещают академические занятия по физическому воспитанию, а  начиная с четвертого и по шестой курс, студенты  имеют возможность заниматься в спортивных секциях по выбору.

Для студентов на кафедре работают следующие спортивные секции: волейбол, баскетбол, футбол, бокс, кикбоксинг, гимнастика, самбо, дзю-до, казакша-курес, греко-римская борьба, вольная борьба, атлетическая гимнастика.

Занятия физической культурой предусматривают решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

-дать базовые научно-обоснованные знания об использовании физической культуры и спорта в развитии жизненно важных физических качеств и их совершенствования, многолетнем сохранении здоровья и поддержании оптимальной профессиональной работоспособности;

-сформировать  мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями  и спортом;

— обеспечить приобретение разносторонних умений и навыков по развитию физических

способностей;

-научить управлять психическим состоянием, используя средства и методы физической культуры;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании;

-приобретение основополагающих знаний и  практических умений в области физической культуры;

-обеспечение достаточного уровня  профессиональной готовности будущих специалистов, включая физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие  профессионально значимых и психомоторных способностей;

-полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья;

-включение студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность по освоению ценности физической культуры и приобретению опыта ее использования  во всестороннем развитии личности;

-совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;

-овладение знаниями, умениями по самоконтролю и навыками самостоятельной оценки функционального состояния организма.

Конечные результаты изучения дисциплины:

Знать:

-социальные функции физической культуры и спорта;

-системы физического воспитания;

-основы теории и методики физической культуры и спорта;

-особенности реакций организма на различные режимы физической активности и работоспособности;

-наиболее значимые  психофизические и функциональные показатели, влияющие на профессиональную деятельность и основные формы, способы и методы их регуляции;

-гигиенические основы управления здоровьем;

-профилактику профессиональных заболеваний.

Уметь:

-использовать средства и методы физической  культуры и спорта для поддержания специальной профессиональной работоспособности, здоровья и профилактики профессиональных заболеваний;

-планировать, контролировать и управлять физической и функциональной подготовленностью;

-составлять комплексы утренней и производственной гимнастики.

Владеть навыками:

-показа, выполнения физических упражнений, оценки адекватности нагрузок физиологическим возможностям организма;

-управления физической подготовленностью;

-проведение утренней и производственной  гигиенической гимнастики;

-здорового образа жизни, личности, семьи;

-техники выполнения, тактики и правил проведения соревнований в избранном и прикладных видах спорта.

Методы преподавания:

Выбор методов и методических приемов  преподавания  определяется конкретной педагогической задачей, особенностями содержания учебного материала, подготовленностью студентов, конкретными внешними условиями.

 

 

 

 

Проведение практических занятий:

Основными формами проведения практических занятий является: объяснение, рассказ и беседа. К особой  группе методических  приемов  руководства практическими действиями занимающихся относятся: указания, приказания, команды, подсчет. Причем   команда, приказания должны  быть краткими, точными, повелительными.

Методы обеспечения наглядности: Это показ движений в натуре или в виде изображений и должен восприниматься непосредственным  наблюдением. Применяется показ физического упражнения самим преподавателем или кем-то из студентов, который должен быть выполнен на  высоком техническом уровне, в полную силу и с нормальной скоростью. Затем осуществляется  переход к показу отдельных частей действия в его замедленной форме, чтобы занимающиеся могли обстоятельно  воспринять все элементы обучения.

Методы практических упражнений:

Основными методами освоения двигательного действия является изучение действий в целом и изучение действий по частям.

Преимущество метода целостного изучения действий в том и заключается, что при этом связь  между отдельными фазами движения не нарушается.

Метод изучения действия в целом является основным в процессе совершенствования техники

Методические приемы:

-применение ориентиров и ограничителей;

-создание облегченных внешних условий;

-оказание дополнительной помощи и использование вспомогательных  технических средств;

-последовательное   переключение  внимания на отдельные фазы движения;

-выполнением  имитационных упражнений;

-последовательный переход от упрощенных форм  к целостному  действию.

Изучение действия по частям: Методы  воспитания двигательных качеств:  равномерный метод, переменный метод, повторный метод, интервальный метод, соревновательный метод, игровой метод, круговой метод.

Критерии  и правила  оценки знаний:

В содержание зачетных требований включается:

-прохождение медицинского осмотра;

-выполнение (в часах) установленной учебной нагрузки;

-выполнение тестов по общей и профессионально- прикладной физической подготовке.

В перечень обязательных тестов входят упражнения. являющиеся составной частью нормативных требований «Президентских тестов физической подготовленности».

Контрольные нормативы по физической подготовленности  принимаются в начале учебного года  как контрольные, характеризующие исходный уровень, а в конце года — как определяющие динамику физической подготовленности за прошедший учебный год.

Текущий контроль — Осуществляется  во время  практического  занятия.                                   Цель — систематическая проверка усвоения практического материала,                                      умения использовать знания на практике.

Рубежный контроль (рейтинг) — прием контрольных нормативов.

Итоговый контроль —  дифференцированный зачет с учетом результатов текущего и рубежного  контроля.