Кафедра русского языка

Состав кафедры русского языка на 2011-2012 учебный год

Жанпеисова Улбосын Ахметжановна доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования (Россия, Москва)   заведующий кафедрой
Оспанова Жанат Айхимовна старший преподаватель, завуч
Чумбалова Гульмайра Мухамедовна кандидат филологических наук, доцент
Даркембаева Роза Джамхановна кандидат педагогических наук, доцент
Низамова Махинур Нурмухамедовна кандидат педагогических наук, доцент
Озекбаева Назым Асылгазиевна кандидат педагогических наук,старший преподаватель
Асембеков Сеитзада Бибатырович старший преподаватель
Акчина Гульмира Махмудовна старший преподаватель
Балтабаева Эльмира Ондасыновна старший преподаватель
Бекпентаева Ляйле Сандыбаевна старший преподаватель
Ботатаева Улжан Акылтаевна   старший преподаватель
Ефименко Альмира Галимовна старший преподаватель
Кокенова Закира Конысбековна старший преподаватель
Юсупова Индира Вахидовна старший преподаватель
Тойганбекова Мольдир Ерлановна преподаватель
Бердалиева Тамара Кундызбаевна старший преподаватель
Каимова Дидар Баяновна старший преподаватель
Лазариди Елена Исааковна старший преподаватель
Лутковская Татьяна Васильевна старший преподаватель
Искакова Нурия Акпаевна старший преподаватель
Байбурина Куралай Ахановна старший преподаватель
Джубанова Гульнара Джулашевна преподаватель
Аркабаева Гульсым Сеиткаримовна преподаватель
Яхина Хаят Харисовна преподаватель
Турсынбаева Роза Алмабековна преподаватель
Нусупова Гульнара Манаповна преподаватель
Котлярова Ирина Васильевна преподаватель-стажер
Абуталиева Бахытгуль Толегеновна преподаватель-стажер

 

Заведующий кафедрой русского языка

Профессор Жанпеисова У.А. – зав. кафедрой русского языка

Жанпеисова Ултай Ахметжановна

Родилась 19 января 1955 года в городе Кызылорда. Казашка.

Окончила филологический факультет КазПИ им. Абая с отличием в 1976 году, работала учительницей русского языка и литературы, МНС, СНС НИИПН им. Ы.Алтынсарина.

В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию по методике преподавания русского языка. С 1987 года – ст. преподаватель, доцент, зав. кафедрой методики преподавания русского языка и литературы КазНПУ им. Абая.

В 1999 году защитила докторскую диссертацию по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (русский язык в системе начального, среднего и высшего образования). С 1997-2005 гг. зав. кафедрой теории и практики преподавания русского языка и литературы, с 2005-2009 гг. профессор КазНПУ им. Абая.

В ноябре 2009 года была избрана по конкурсу зав. кафедрой русского языка КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.

Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования  Жанпеисова У.А. имеет более 150 научных работ: монографий, учебников, типовых программ, методических пособий, разработок, учебных словарей. Ею подготовлено 28 кандидатов и 3 доктора педагогических наук не только для вузов республики, но и дальнего зарубежья: Южной Кореи, Германии. За большой вклад в развитие казахстанской лингводидактики Жанпеисова У.А. удостоена звания «Ведущий учёный Республики Казахстан» (2005).

В системе высшего образования успешно используются «Казахско-русский тематический словарь» (2008), «Русско-корейский тематический словарь» (2001), учебные пособия «Методика преподавания русского языка в модулях» (2005), «Методика изучения лексики и фразеологии русского языка» (2006), «Методика изучения морфемики и словообразования русского языка» (2007).

Автор учебников нового поколения для общеобразовательных школ с казахским, уйгурским языками обучения: «Русская речь для 5 класса» (2000, 2005), «Русская речь для 7 класса» (2009), «Русский язык для 10 класса общественно-гуманитарного направления» (2006), «Русский язык для 10 класса естественно-математического направления» (2006).

Профессор Жанпеисова У.А. – член диссертационного совета Д 14.09.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) педагогических наук при КазНПУ им. Абая, член редакционной коллегии научно-методического журнала «Русская словесность в школе».

Награждена медалью «Почётный работник образования Республики Казахстан».    Для кафедры русского языка КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова ею подготовлены 4 кандидата наук: к.п.н. Майбалаева А.А., к.п.н. Биназарова М.М., к.п.н. Озекбаева Н.А., к.п.н. Даркембаева Р.Д.

Кафедра  русского  языка             

История кафедры русского языка тесно связана со становлением КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.

В разные годы кафедрой руководили ст. преп. Бреусова К.Е. (1950-1975), доц. Судакова А.И. (1975-1986), проф. Тлегенова С.Е. (1986-2007), и кафедра носила названия: «Кафедра русского и казахского языков, «Кафедра русского языка как иностранного», «Кафедра русского языка с курсом общетеоретических дисциплин», «Кафедра языковой подготовки».

В числе первых сотрудников кафедры, принявших участие в её развитии,  Смирнова А.Г., Мусатова В.В., Шакенова О.Б., Подкотилова Л.С., Садиева В.Г.  Неоценимый вклад в подготовку будущих врачей внесли преподаватели латинского языка Тё Р.Б., Георгиади В.Г., Васильченко В.Н., Галиева В.А., Абульхаирова Н.У., Жантасова С.У., которые создали учебно-методическую базу по латинскому языку для студентов медвузов: 4 типовые и рабочие программы (1999; 2002), 7 пособий и сборник тестовых заданий.

С 1983 года преподаватели кафедры обучают русскому языку студентов-иностранцев. За этот период изданы многочисленные учебные пособия, методические рекомендации, сборники текстов и упражнений, подготовленные сотрудниками кафедры (Тлегенова С.Е., Подкотилова Л.С., Сексеналинова Х.Х., Лазариди Е.И., Каимова Д.Б., Искакова Н.А., Лутковская Т.В., Бердалиева Т.К., и др.) и предназначенные для иностранных учащихся. Студенты-иностранцы всегда занимали призовые места на ежегодных олимпиадах по русскому языку (Москва, Алматы). В настоящее время на подготовительном отделении обучаются студенты из Афганистана.

Кафедрой проводится огромная воспитательная работа: организуются встречи, экскурсии, конкурс русской песни, чтецов и др. Успешно функционирует клуб эстетического воспитания «Каламкас» (рук. – ст. преп. Асембеков С.Б.)

Члены кафедры постоянно участвуют в международных, республиканских и межвузовских конференциях в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Ереване, Львове, Белгороде, Ташкенте, Андижане, Бишкеке и др.

Работа педагогов кафедры заслуженно оценивается администрацией университета: ст.преп. Лазариди Е.И. награждена значком «Отличник здравоохранения Республики Казахстан», многие преподаватели неоднократно награждались Почётными грамотами.

С ноября 2009 года кафедру русского языка возглавляет доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник образования РК, академик Международной академии наук педагогического образования (г. Москва, Россия)  У.А.Жанпеисова. она является автором действующих программ и учебников по русскому языку для 5,7,10-х классов школ с казахским языком обучения.

Научным направлением кафедры в настоящее время является исследование проблем профессионально-ориентированного преподавания русского языка в условиях кредитной системы обучения. Основная задача ППС – формирование у студентов-медиков коммуникативной компетенции, способности решать средствами русского языка коммуникативные задачи в основных сферах и видах речевой деятельности, использовать научную литературу по специальности для получения информации, способствующей становлению профессиональной компетенции.

 

Инновационная деятельность кафедры      

Инновационной деятельностью кафедры является создание методологически обоснованной образовательной стратегии и тактики формирования  профессионально-ориентированной компетенции студентов в процессе обучения русскому языку в  условиях модернизированной системы медицинского образования, ориентированной на одновременное формирование  и развитие языковой (когнитивной), речевой (операциональной) и коммуникативной (аксиологической) компетенций, а также компетенции саморазвития обучаемых в сфере учебно-профессиональной деятельности. В целях оптимизации учебного процесса и  реализации компетентностного подхода в профессионально-ориентированном обучении русскому языку  преподавателями  широко используются интерактивные методы, стимулирующие активную речевую деятельность студентов в процессе коммуникации, отражающие познавательные интересы и потребности обучаемых с учетом их будущей специальности. Инновационные методы и приемы обучения позволяют реализовать цели и задачи дисциплины в соответствии с современными требованиями компетентностного подхода  обучения в медицинском вузе. На кафедре русского языка внедряется «Технология развития критического мышления студентов на базе текстов по специальности»  на практических занятиях; совершенствуется  система методов, форм (занятие-практикум, занятие-тренинг, коммуникативный тренинг) и приемов интерактивного обучения для реализации компетентностного подхода в обучении языку специальности.

 

Научная работа кафедры русского языка

Научное обоснование применения инновационных методов

В настоящее время на кафедре применяется ряд инновационных технологий и методов обучения русскому языку: технология развития критического мышления, кластерный метод, коммуникативный тренинг.

Инициатором внедрения является зав.кафедрой русского языка д.п.н. проф. Жанпеисова У.А. Инновационные методы и приемы разработаны в соответствии с целями и задачами обучения русскому языку в медицинском вузе, а также с учетом необходимости развития 5-ти ключевых компетенций студентов бакалавриата.

Формы методов заимствованы, но  разработаны и предложены д.п.н. проф. Жанпеисовой У.А. с учетом  медицинского профиля вуза. Технология развития критического мышления обоснована в статье «О методической стратегии преподавания русского языка в медицинском вузе». (Материалы МНПК «Көптілдік білім беру: инновациялық технологиялар және жетілдіру жолдары»).  Имеется акт внедрения. Технология  используется  в учебном процессе   на практических занятиях по русскому языку в  целях формирования профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции, что значительно повышает уровень когнитивно-языковой и операционально-речевой компетенций студентов в учебно-профессиональной сфере общения.

Кластерный метод также разработан с учетом специфики  изучения русского языка в неязыковом вузе. Методологическое обоснование применения кластерного метода освещено в статье «О  кластерном методе изучения медицинской терминологии на занятиях по русскому языку» (Материалы МНПК «Модель медицинского образования КазНМУ: предварительные итоги, проблемы и перспективы»).  Кластер позволяет  одновременно овладеть важнейшими логическими, синтагматическими, парадигматическими и деривационными связями медицинских терминов, что стимулирует  речемыслительную деятельность, поскольку  их содержание построено с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся, и позволяет осуществлять процесс формирования коммуникативной компетенции студентов  на мотивационной основе.

На практических занятиях широко применяется профессионально-ориентированный коммуникативный тренинг, методологически обоснованный д.п.н. проф. Жанпеисовой У.А. в статье «Об организации различных видов профессионально-ореинтированного коммуникативного тренинга на практических занятиях по русскому языку» (Материалы РНПК «Медицина білімі – мемлекеттік тіл аясында»).

Применение инновационных методов значительно повышает эффективность обучения русскому языку, способствует становлению и развитию основных видов компетенций.

Кафедра русского языка (подготовительное  отделение)

В соответствии с Соглашением между правительством Республики Казахстан и правительством Исламской Республики Афганистан о сотрудничестве в области образования (одобрено постановлением правительства РК от 13 ноября 2009 года № 1829)   Казахстан  с 2010 по 2018 г.г. на безвозмездной основе намерен обучить в вузах республики около 1000 афганских студентов. По мнению Главы государства, «предоставив афганской молодежи возможность получить качественное образование, мы внесем важный вклад не только в процесс реабилитации страны, но и в сокращение распространения идеологии экстремизма и терроризма «.
C 2010 года преподаватели кафедры русского языка КазНМУ начали работать со студентами из Афганистана. На кафедре на этапе предвузовской подготовки по специальностям медицинских факультетов и медицинского колледжа в 2010-2011 учебном году обучались 78 студентов,  в 2011-2012  учебном году — 83 студента.
Обучение на  этапе предвузовской подготовки осуществляется в течение одного учебного года, т.е. в течение 10 месяцев. Форма обучения только очная. По окончании подготовительного отделения студенты сдают экзамены в соответствии с нормативными документами – Госстандартом обучения на данном этапе и Программой по русскому языку, соответствующей первому сертификационному уровню — и начинают обучение на первом курсе КазНМУ им. Асфендиярова и Республиканского медицинского колледжа.
В настоящее время на кафедре русского языка со студентами-иностранцами работают 10 преподавателей, из них – 5 старших преподавателей.
Кафедра русского языка продолжает лучшие традиции преподавания языка иностранным студентам, которые были заложены на подготовительном факультете КазНМУ. На кафедре разрабатываются и обосновываются лингводидактические принципы, которые реализуются в процессе преподавания русского языка как иностранного в сочетании аспектов общего и профессионально ориентированного владения данным языком. Специфика кафедры проявляется в разнообразных направлениях ее научно-методической деятельности.
С 2000 года  преподавателями кафедры было опубликовано более 100 научных статей по актуальным проблемам преподавания русского языка как иностранного.
Важным достижением работы преподавателей кафедры за последние годы является создание учебных пособий для предвузовского этапа обучения иностранных студентов:  учебное пособие «Знакомьтесь: Казахстан!» (авторы Лазариди Е.И., Искакова Н.А., Каимова Д.Б., Лутковская Т.В. и др., Алматы, 2000). К данному пособию этими же преподавателями был выпущен «Русско-английский словарь»  (для студентов-иностранцев подготовительного факультета.,  Алматы, 2003), «Факультативные занятия по русскому языку для студентов-иностранцев» (Лазариди Е.И., Каимова Д.Б., Искакова Н.А. и др. Алматы, 2005), «Учимся говорить по-русски»  (пособие по фонетике и развитию речи) ( авторы Подкотилова Л.С., Розенберг В.Г., Лутковская Т.В. Алматы, 2005), » Изучаем русские глаголы » (учебное пособие для студентов-иностранцев) (автор Лазариди Е.И. Алматы, 2009),  пособие по обучению чтению «Сборник текстов по чтению для студентов-иностранцев подготовительного отделения часть 1-2» (авторы Лазариди Е.И., Каимова Д.Б., Искакова Н.А., и др.), (Алматы, 2001), «Грамматика в таблицах» (авторы Подкотилова Л.С., Лутковская Т.В. и др.  Алматы, 2003), «Учимся говорить по-русски» (Подкотилова Л.С., Розенберг В.Г., Лутковская Т.В.  Алматы, 2002),  учебно-методическое пособие «Наши современники» (авторы Искакова Н.А., Лазариди Е.И., Лутковская Т.В., Турсынбаева Р.А.,  Алматы, 2003), учебное пособие «Экскурсии по Алматы» (авторы Подкотилова Л.С., Сексеналинова, Розенберг В.Г., Лутковская Т.В., Искакова Н.А., Алматы, 2000), «Тестовые задания по русскому языку для студентов-иностранцев 1-3 курсов», «Тестовые задания по русскому языку для студентов-иностранцев 5 курса» (авторы Искакова Н.А., Татаренко Т.Д., Токпанова А.А.,  Алматы, 2008), «Учебное пособие по русскому языку для студентов неязыковых вузов» (авторы Искакова Н.А., Татаренко Т.Д., Токпанова А.А.,  Алматы, 2008), «Сборник изложений для студентов-иностранцев подготовительного факультета», «Сборник контрольных работ по русскому языку для студентов-иностранцев подготовительного факультета», «Сборник текстов по чтению для студентов-иностранцев подготовительного факультета. Часть 3» (авторы Лазариди Е.И., Каимова Д.Б., Искакова Н.А., и др., Алматы, 2004).
В этом учебном году в соответствии с планом издательской деятельности кафедры преподавателями подготовительного отделения запланировано переиздание лингвострановедческого пособия «Знакомьтесь: Казахстан!».
Очень важным в практической работе кафедры является внедрение в учебный процесс современных технических средств обучения. На занятиях по русскому языку как иностранному используются компьютеры, а также аудиозаписи материалов уроков на аудиокассетах и компакт-дисках, предлагается система использования заданий в формате Интернет как для аудиторной, так и для самостоятельной работы студентов. На сайте http://www.linguarus.com.  студенты могут ознакомиться с материалами «Вводного фонетико-грамматического курса  русского языка для говорящих по-английски».
Преподаватели  систематически проходят курсы повышения квалификации в соответствии с планом ФПК кафедры. В 2011 году старший преподаватель Каимова Д.Б. прошла курсы повышения квалификации по методике обучения иностранным языкам в рамках курса «Международный стандарт обучения иностранным языкам как основа программы «Триединство языков в РК » при Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров КазУМОиМЯ им. Абылай хана.
Преподаватели кафедры принимают активное участие в международных и республиканских научных конференциях по проблемам изучения русского языка и преподавания его иностранным учащимся.
Специфика работы кафедры заключается также в активной учебно-воспитательной работе со студентами. Были проведены конкурсы-концерты «Знакомьтесь: Казахстан!», «Наурыз», «Мы говорим и поем по-русски», «Встречаем Новый год!», в которых активно участвуют иностранные студенты. Преподаватели кафедры проводят большую кураторскую работу, в том числе экскурсии по Алматы, в музей изобразительных искусств им. А.Кастеева, в Национальный музей РК, в музей музыкальных инструментов, в цирк, на Медеу, в урочище Алма-Арасан, на озеро Иссык, в Тургень.

Кафедра русского языка (подготовительное отделение 2009-2010, 2011-2012 уч.годы)

Поисковые слова::